Делюсь находками в редактуре, принципами работы над текстом и ситуациями из жизни

Заметки по лекции Ильи Бирмана о понимании задачи

Посмотрел 2-часовое выступлении Ильи Бирмана о понимании задачи. В видео много примеров из реальных проектов, в этом конспекте их нет, только основная суть:

Как обычно дизайнеры получают задачи

Часто дизайнеры формируют задачу на своем языке: сделать флэт-дизайн, придумать клёвую анимацию. Но так в бизнесе задачу никто не формулирует.

Чуть более продвинутые дизайнеры формулируют задачи так: повысить юзабилити, улучшить интерфейс, но это тоже язык дизайнеров.

Иногда клиенты сами формируют задачу на языке дизайна: осовременить сайт, сделать брендбук, сделать корзину удобнее. Очень велик соблазн сразу за нее взяться, но это не задача на самом деле, потому что у нее нет решения или любое решение подойдёт. За такие задачи браться нельзя.

Как надо формулировать задачу

Надо формулировать задачу на языке бизнеса: почему клиент хочет осовременить сайт, что это принесет? Не всегда задача — увеличить прибыль. Обычно задача ведёт к прибыли, но косвенно. Надо выяснить, как именно.

Задачи на языке бизнеса:
— увеличить конверсию,
— увеличить средний чек,
— привлечь внимание к выставке,
— привлечь участников,
— развенчать миф,
— снизить нагрузку на поддержку,
— снизить время обслуживания клиентов.

Например, у Актиона, когда они пришлю в бюро, была такая задача: перейти во всех продуктах на новую технологическую платформу.

Во всех формулировках выше отсутствуют слова «красиво», «интерфейс», «тень», то есть нет дизайнерского языка.

Когда клиент приходит с задачей на дизайнерском языке, надо не податься соблазну сразу за нее взяться, а задать вопросы и понять задачу на языке бизнеса. Иногда клиенты даже после вопросов отвечают на дизайнерском языке, надо не сдаваться и копать.

«Я хочу с вами работать, но я не хочу делать то, что вам не принесет пользу. Чтобы такого не произошло, мне нужно разобраться, чем вы руководствовались и как вы пришли к тому, что сайт надо переделать».

Либо вам ответят и скажут задачу, либо окажется, что на самом деле никакой причины нет. Предприниматели тоже люди и некоторые решения не до конца обдумывают. Тогда нужно извиниться и сказать, что не сможете помочь, потому подведете человека, не понимая, что вы делает и для чего. Если согласитесь помочь, а клиент потом поймет, что сделал ошибку, сайт не опубликуют и все пойдет в стол, — в итоге оба потратите время зря.

Клиент знает, как продавать свой продукт (обычно). Например, в антиквариате важны детальные фото, на которых можно разглядеть все трещины. Дизайнеру самому до этого тяжело догадаться, если клиент не скажет.

Понимание задачи нужно написать и согласовать. Само написание понимания задачи очень хорошо дисциплинирует. Если не знаете, что писать, значит не разобрались. Документ это лишь способ зафиксировать мысли.

Как должно выглядеть понимание задачи

В бюро понимание задачи состоит из нескольких частей:

  1. Задача.
  2. Первая версия.
  3. Организация работы.

«Сделать то-то, сделав то-то» — с помощью этой фразы удобно формулировать задачу. Первая часть формулируется на языке бизнеса, вторая — на языке дизайна.

Хорошо сформулированное понимание задачи должно быть понятно другим людям. Если нет, надо переписать, чтобы было понятно.

Хорошее понимание задаче помогает принимать решения по ходу проекта.

Первый абзац понимания задачи про то, чем занимается компания, потом задача и решение: что делают, что надо сделать, подробности. Лучше, если описание задачи будет как можно выше.

Например, формулировка задачи для магазина свадебных платьев «Мэри Трюфель»: привлечь невест и их родственников через интернет, став глотком свежего воздуха в мире выкупов, свадебных тамад и прочего советского свадебного уныния.

Когда задачу сформулировали, пишем о решении. Обычно это гипотеза, нет способа проверить решение до начала работ, но можно об этом подумать и задать вопросы клиенту.

В понимании задачи должен быть блок с тем, как планируем померять, достигли результата или нет. «Для количественной оценки... предлагаем измерять...» Если не разобрались как померять результат, начинать работу опасно, потому что клиент когда-нибудь задастся вопросом: полезно это было или нет. Хорошо бы договориться сразу, как оценивать результат.

Первые два абзаца понимания задачи нужно написать и согласовать с клиентом прямо на встрече: что делает компания и какая задачи.

Смысл понимания задачи не в самом документе, это способ привести мысли в порядок и согласовать их с клиентом.

Принцип «исполнитель понимает задачу»

Если клиент пришел с ТЗ, надо извиниться и сказать, что подведете. Если почитаете ТЗ и начнёте по нему делать, вы можете что-то не так понять и не сможете убедиться до начала работ. Надо самому задать вопросы и составить понимание задачи со слов клиента.
Совет Горбунова о понимании задачи исполнителем

Метод предложений

Это способ убедиться, понимаете вы задачу или нет. Для этого нужно ограничиться одним выразительным средством — предложением. Если не получается задизайнить сайт с помощью предложений, вы не понимаете задачу.
Совет Бирмана о методе предложений

Еще по теме: Совет Товеровского о понимании задачи

Отправить
Поделиться
Запинить